ЛИЦЕЙ №3 г.Сочи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей №3 г. Сочи

 

 

 

 

             
План – конспект урока
по теме:
«Именем святой Екатерины»

 

 

Учитель кубановедения
 МОБУ Лицея №3 г. Сочи
Родина Ольга Ивановна

 

 

 

 

 

 

Развернутый план-конспект урока

 «Именем святой Екатерины»

Войсковой град, Екатерины дар –
Как центр войскового пограничья,
Он имя повелительницы взял
И все ее могущество, величье.

Цель:
-  Показать роль Екатерины II в истории Краснодарского края и   
России.
- Популяризация идеи возвращения городу Краснодару его исторического названия – город Екатеринодар.

-  Привитие любви к малой Родине и сопричастности к Отечественной  
Истории.
Задачи:
- формировать позитивное общественное мнение о роли личности Екатерины Великой в истории России и Кубани;
-привлечение внимания к самобытности и уникальности краевого центра – Краснодара – Екатеринодара;
- воспитывать чувство гордости и любви к истории родного края.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
-видеофильм «Прогулки по Екатеринодару»;
- раздаточный материал: карточки  с заданием; исторические источники для каждой группы;
- мультимедийный проектор, мультимедийная  презентация «Екатерина Великая».
- Атлас карт. 
Ход:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение новой темы:

Учащиеся  делятся на 4 группы.
Вступительное слово учителя.
Ребята, вы все знаете, как называется столица нашего края.
- В честь кого же был назван город Екатеринодар, как вы думаете? (Екатерины II).
-Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть:
Роль личности Екатерины II в истории Краснодарского края и России?
Показ слайдов. (Слайд 1-7).
- «Матушка- государыня», - так ласково и вместе с тем почтительно называли императрицу Екатерину II, которая больше 30 лет (с 1762 по 1796 год) правила Россией. Называют ее и Екатериной Великой. До нее наименование Великой было у Петра I. После нее никто другой не удостоился подобной чести. 
Задание для учащихся. Работа с историческими источниками.
- Используя имеющиеся знания о Екатерине II, а так же материалы исторический источников, ответьте на 1 вопрос.
Рассказ сопровождается показом мультимедиа,  учащиеся в  каждой группе получают карточку с вопросами и раздаточный материал - исторические источники (см. приложение):
1. Чем  замечательна была Екатерина II?
2. Какие задачи решало правительство Екатерины II, переселяя казаков на кубанское правобережье?
3. Роль Екатерины II в истории России и Краснодарского края?
- Учитель предлагает каждой группе ответить:
- Чем  замечательна была Екатерина II?
  Рассказ учителя:
За годы царствования Екатерины II, территория империи значительно расширилась. В результате воин с Турцией, Россия отвоевала Крым и северные берега Черного моря.
Во время путешествия Екатерины II по Новороссии в 1787г. Депутация бывших запорожских старшин в г. Кременчуге ходатайствовало о разрешении учредить новое Казачье войско для участия в русско – турецкой войне.
Российская императрица дала согласие. В правительственном документе от 22 января 1788г. сообщила об организации Войска верных казаков и  назначении подполковника Сидора Белого атаманам этого войска. Войско  верных казаков отлично зарекомендовало себя в боях как на суше, так же на море. В 1788 г. оно было переименовано в Черноморское казачье войско. Местом поселения черноморцев князь Г.А. Потемкин- Гаврилович определил треугольник между Черным  морем, Бугом и Днестром.
Работа с картой.
- Посмотрите на карту, найдите  место расположения земель ( в каждой группе на столах Атласы История Кубани. (стр.16-18.).
Земля была отдана казакам на основании письменного распоряжения. Г.А. Потемкина, без подтверждения царской грамоты. Взоры казаков устремились на Тамань и прикубанские земли, в то время пустовавшие.
Сообщение ученика   «Дар Екатерины», материал из книги «Родная Кубань», стр.62-63. Под ред. В.Н.Ратушника; «Символы Краснодарского края» стр.5.
- В конце февраля 1792 г. в Петербург во главе с войсковым судьей А. Головатым была отправлена специальная депутация с целью получения жалованной грамоты на право владения, будущими  казачьими землями.
30 июня 1792 г. императрица Екатерина II выдала жалованную грамоту, в которой были определены западные и северные пределы войсковой территории. Слайд 8. Жалованная грамота.
Черноморское войско получили остров Фанагорию с местностью, лежащей на правом берегу Кубань. Пожаловало войску голубое знамя и литавры. На новоселье государыня переселяющимся на Кубань войску серебряное вызолоченное блюдо с надписью: «Дар Великой Екатерины войску верных Черноморцев 1792 г. июля 13 в Царском Селе через войскового судью и кавалера Антона Головатого» и вызолоченную серебряную солонку с гербом.( Слайд 9.)
Императрица пожаловала Черноморскому казачьему войску примерно 30691 квадратную версту земельных и водных угодий. Мудрый дипломат, Антон Головатый ездил в Царское Село благодарить императрицу за оказанную черноморцем милость. Во время прощального приема Головатый сказал, обращаясь к императрице: «Мы к тебе прибегли, к тебе, монархине правоверной. Ты нас приняла, яко матерь. Тамань, дар твоего благоволения о нас, будет вечным для обитающих в нем, залогом милости твоих. Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним  безопасность пределов».
- Быть здесь городу! – властно сказал атаман, указывая простертой рукой на дикие заросли, цепкой сплошной колючкой, покрывавшие землю к северу от Карасунского Кута.
На правом берегу Кубани в Карасунском Куте (в районе городского парка им. М.Горького) черноморцы в 1793 году основали город Екатеринодар.( Атлас стр.19.)
Учитель:
- Ребята подумайте, какие задачи решало правительство  Екатерины II, переселяя,  черноморское казачье войско на кубанское правобережье?
1.Необходимость охраны новой государственной границы
2.Хозяйственное освоение вновь присоединенных земель.
3. Удовлетворить претензии черноморских старшин на новые земли.
4. Ликвидировать возможность ухода российских крепостных через Забужье
в Задунайскую  Сечь.
5. Устранить конкуренцию между казаками и помещиками за новороссийские земли.
- Учитель предлагает учащимся записать в тетрадь.
 Слайд 10.Задачи. Этапы переселения казаков. Слайд 11.
Сценка «Благодарность казаков»
Слайд 12. Екатерина II.
4 мальчика читают стихи.
1.Ой, годи ж нам журытыся, пора пэрэстаты, диждалыся вид царыци за службу заплаты.
2.Дала хлиб, силь и грамоты за вирнити службы, от тэпэр ты, мыли браття забудэм вси нужды.
3. В Тамани жить, вирно служить, граныцю держаты, рыбу ловить, горилку пыть, щей  будэм богати.
4. Благодарным импэратрыцю, молимося богу, що нам вона указала на Тамань дорогу.
- Учитель предлагает группам поработать с карточками, используя исторические источники, ответить на 3 вопрос.
-Какова роль Екатерины II в истории России и Краснодарского края?
Учитель рассказывает:
15 августа 1793 года войсковое правительство решило в Карасунском Куте против дубравы под названием Круглик заложить главный город края и назвать его в честь государыни Екатерины Алексеевны Екатеринодаром. Место под войсковой град было сыскано З.А. Чепегой еще раньше – в июне 1793г. В 1920 г. переименование города Екатеринодара в Краснодар произошло волевым решением органов советской власти.
Ролевая игра.
Сейчас часто населенным пунктам и улицам возвращаются  старые названия. В одних случаях – это обоснованно, в других – вряд ли.
Из курса обществознания давайте вспомним, что такое референдум?
Референдум-это всеобщее голосование для решения важного государственного вопроса.
Так, вот несколько лет назад на референдуме выносился вопрос о возвращении Краснодару прежнего имени Екатеринодар, не поддержанный большинством его жителей.
Каждая группа получает задание.
Задание группе 1.
   Вы являетесь депутатами, предложившими  вопрос на рассмотрение. Предложите свои аргументы за то, чтобы Краснодар был переименован в Екатеринодар. Найдите, как можно больше положительного.

Задание группе 2.
Вы являетесь парламентской оппозицией и должны аргументировать против принятия переименования Краснодара в Екатеринодар.
Найдите, как можно больше возможных негативных последствий в экономической, социальной, политической, и духовной областях.

Задание группе 3.
Вы являетесь группой журналистов и должны подготовить репортаж ,  как о самом законе, так и о ходе его обсуждения. Также проанализируйте общественное мнение по этому вопросу.
Задание группе 4.
Ваша группа состоит из социологов. Проанализируйте положительные и отрицательные стороны, переименования Краснодара в Екатеринодар.
Результатом работы группы может стать заполнение следующей таблицы:
Краснодар или Екатеринодар


Аргументы «за» Екатеринодар

Аргументы «за» Краснодар

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

Примерные ответы:

Аргументы «За» Екатеринодар
1. Это старое, первое, историческое название.
2.Заслуга Екатерины II – присоединение к России правобережья Кубани и основание города.
3. Название «Краснодар» ассоциируется с «красным террором».
4. Красивое, звучное название.
5. Свердловск уже переименовали в Екатеринбург.
  Аргументы «за» Краснодар

  1. Большинство жителей родилось и выросло в Краснодаре.
  2. Екатерина II- неоднозначная фигура в отечественной истории, была жестока к запорожским казакам.
  3. Переименование города влечет большие растраты.
  4. Название не созвучно с другими названиями городов РФ.
  5. Краснодар ассоциируется с улицей Красной, т.е. «красивой».

Показать фрагмент из видиофильма «Прогулка по Екатеринодару».
В конце урока учитель рассказывает о возвращении памятника Екатерины II  8 сентября 2006 года.  Церемония открытия памятника практически полностью повторила сценарий событий столетней давности. Слайд 13-17. Памятник Екатерины II.
Учитель проводит беседу о роли выдающейся исторической личности - Екатерины Великой в судьбах России и Кубани и формулирует вывод о необходимости возвращения исторического имени «Екатеринодар», столице Кубани.
Учитель, подводя итог урока, подчеркивает роль губернатора А.Н. Ткачева в популяризации исторической личности Екатерины II и призывает школьников принять активное участие в проекте «Имя Россия».
На дом учащиеся получают творческое задание: подготовить мини-сочинение на тему: «Необходимо или нет возвратить историческое имя «Екатеринодар», столице Кубани»; «Возвращение к истокам».
На уроке используются тексты и исторические источники.

Приложение
 Материалы к уроку
№1
Святая великомученица Екатерина
Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии, обладала редкой красотой и умом. Она объявила родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.                
Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к духовному отцу за советом. Старец сказал девушке, что знает юношу, который превосходит ее во всем. Образ жениха небесного родил в сердце девы желание увидеть Его.
Приняв святое крещение, Екатерина сподобилась увидеть Деву Марию с младенцем Иисусом. Господь ласково посмотрел на Екатерину и дал ей перстень. Когда видение окончилось, девушка увидела кольцо на своей руке.
В то время в Александрию прибыл император Максимин (305–313) на языческое празднество, где в жертву приносились христиане. Екатерина, сострадая мученикам, вышла к правителю и исповедала ему свою веру.
Император приказал казнить святую.

 

 

Краткая историческая справка

Русская императрица (1762-1796); С 1744 года — в России. С 1745г. жена великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, которого свергла с престола (1762г.), опираясь на гвардию (Г.Г. и А.Г. Орловых и др.). Провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию земель (1763-64), упразднила гетманство на Украине (1764).
Возглавляла Уложенную комиссию 1767-1769 годов. При ней произошла Крестьянская война 1773-1775 годов. Издала Учреждение для управления губернией 1775, Жалованную грамоту дворянству 1785 и Жалованную грамоту городам 1785.
При Екатерине II в результате русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791 годов Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Сев. Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783).
В период правления Екатерины II осуществлены разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. Автор многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, "Записок".

 

№2

 

Воспитание и образование Екатерины
Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.
В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г.

 

 

 

Жизнь Екатерины в России до вступления на престол
Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно: Петр был инфантилен, поэтому в течение первых лет брака между ними не существовало супружеских отношений. Отдав дань веселой жизни двора, Екатерина обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России.
Ухудшение отношений с мужем привело к тому, что она стала опасаться за свою судьбу в случае его прихода власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины, ее рассудительность, искренняя любовь к России — все это резко контрастировало с поведением Петра и позволило ей завоевать авторитет, как среди великосветского столичного общества, так и в целом населения Петербурга.

 

№3
Вступление на престол
В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н.И. Панина, К.Г. Разумовского, Е.Р. Дашковой и др. В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей.
Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами. Для предупреждения действий свергнутого императора были посланы гонцы в армию и в Кронштадт. Между тем Петр, узнав о происшедшем, стал посылать к Екатерине предложения о переговорах, которые были отвергнуты. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург и по дороге получила письменное отречение Петра от престола

 

Характер и образ правления
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.
За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.

 

№4
Отношение к религии и крестьянскому вопросу
Екатерина отличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в своих политических интересах. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. В духе времени она проповедовала веротерпимость. При ней было прекращено преследование старообрядцев, строились католические и протестантские церкви, мечети, однако по-прежнему переход из православия в иную веру жестоко наказывался.
Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна
Внутренняя политика
Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений. В первые годы своего царствования Екатерина, осуществила реформу Сената (1763); провела секуляризацию церковных земель (1764), значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине, что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1767 она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии "Наказ", являвшийся, по сути либеральной программой ее царствования. Призывы Екатерины не были, однако, поняты депутатами Комиссии, которые вели споры по мелким вопросам. В конце 1768 Уложенная комиссия была распущена. Сама Екатерина оценила опыт Комиссии как важный урок, познакомивший ее с настроениями разных слоев населения страны …

 

 

 

КАРТОЧКА С ВОПРОСАМИ
1. Чем  замечательна была Екатерина II?
2. Какие задачи решало правительство Екатерины II, переселяя казаков на кубанское правобережье?
3. Роль Екатерины II в истории России и Краснодарского края?

 

 

 

 

 

Краснодар или Екатеринодар


Аргументы «за» Екатеринодар

Аргументы «за» Краснодар

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.