ЛИЦЕЙ №3 г.Сочи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

 

 

Паспорт проекта

Название проекта

«Робототехника в Лицее»

 

Разработчики проекта

Тертерян Маргарита Юрьевна, директор Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицея №3 г. Сочи
Рамзаева Ирина Николаевна, заместитель директора по УМР МОБУ Лицея №3

Координатор проекта

Козырева Лариса Геннадьевна, заместитель директора по УВР МОБУ Лицея №3

Цель проекта

Определение места и роли робототехники в Лицее. Теоретически разработать и экспериментально апробировать  пути внедрения робототехники в образовательное пространство Лицея.

Задачи проекта

  • Изучить основы лего-конструирования и программирования.
  • Рассмотреть возможные пути внедрения робототехники в образовательноепространство Лицея и выбрать оптимальный.
  • Разработать курс «Образовательная робототехника» и апробировать вучебном и внеучебном процессе.
  • Обобщить и распространить опыт внедрения и использования

робототехнологий в образовательном процессе.

  • Наладить взаимодействие с партнёрами в процессе реализации проекта по робототехнике в Лицее.

Этапы и сроки реализации проекта

  • Подготовительный этап (май 2014г. – август 2014г.)
  • Реализация проекта (сентябрь 2014г. – май 2016г.)
  • Итоговый/Аналитический этап (сентябрь 2016г. – декабрь 2016г.)

Целевая аудитория проекта

Учащиеся 4-6 классов, учителя, родители.

Нормативная база

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»»
  • «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  • «Концепция модернизации Российского образования.
  • Федеральные государственные образовательные стандарты.

Бюджет проекта

Средства муниципального бюджета, бюджета Лицея, внебюджетные средства.

Предполагаемые результаты

  • Увеличение числа педагогов, готовых к внедрению конструирования и робототехники в образовательный процесс.
  • Результативность участия школьников в робототехнических соревнованиях различного уровня.
  • Определение роли и места курса «Образовательная робототехника» в образовательном пространстве школы. Описание структуры курса и его компонентов.
  • Создание программ кружка «Основы робототехники. LEGO Mindstorms NXT» на два года обучения. Разработать методические обеспечение занятий: конспекты занятий и презентации к ним.
  • Создание рабочей программы элективного курса «Программирование в робототехнике» для учащихся 8 кл. Разработать конспекты занятий, презентации к ним, систему зачетных заданий и тестов.
  • Определить темы курса «Информатика и ИКТ», на которых возможно включение робототехники в учебный процесс. Скорректировать тематическое планирование тем. Разработать методические материалы для их преподавания.

Целевые показатели реализации проекта

  • Показатели мотивации учебной деятельности.
  • Показатели сформированности ОУУН.
  • Результаты участия в олимпиадах и конкурсах по робототехнике.
  • Содержание инновационного педагогического опыта работы.

 

  • Актуальность развития направления «Робототехника» в Лицее

 

Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач. Современный человек должен быть мобильным, технически грамотным, готовым к внедрению инноваций в жизнь. Достижению обозначенных целей способствуют такие научные дисциплины как физика, информатика, математика, химия, биология, экология. А синтезатором данных наук, способным развить техническую грамотность детей через научно-практические исследования и творческие проекты является робототехника. В перспективе курс робототехники в Лицее может стать одним из интереснейших способов изучения не только компьютерных технологий и программирования, но и всего окружающего мира.
Актуальность включения робототехники в образовательное пространство Лицея определилась возрастанием следующих противоречий:
социально-педагогического характера – между требованиями времени и общества к информационной компетентности учащихся и реальным состоянием сформированности информационной компетентности учеников (в контексте применения робототехники);
научно-теоретического характера – между включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и неразработанностью этих вопросов в педагогической науке;
научно-методического характера – между большим потенциалом курса робототехники для осуществления деятельностного подхода в образовании, и недостаточностью содержательно-методического обеспечения процесса формирования искомой компетентности учащихся в теории и практике.
Из противоречий вытекает проблема проекта: как обеспечить эффективное изучение курса робототехники и практическое применение учениками знаний этого курса для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни?
Начиная работу по заявленной теме, мы предположили, что формирование  информационной компетентности  учащихся (в контексте применения робототехники)будет успешным при выполнении следующих условий:

  • Готовности учителей к самообразованию.
  • Рассмотрении используемых технологий, средств и методов обучения и выборе наиболее подходящих при изучении основам робототехники.
  • Четком определении места и роли робототехники в образовательном пространстве школы.

Успешность реализации определяется комплексом условий:

  • создание лаборатории робототехники: оснащение современным учебным инструментарием, который предоставит учащимся обширный практический опыт (наборы LEGO MINDSTORMS EV3, набор дополнительных элементов к конструктору 9797 «Возобновляемые источники энергии», датчики HiTechnic для конструкторов ПервоРобот NXT, поля для подготовки к соревнованиям и т.д.);
  • разработка учебных программ по робототехнике;
  • развитие серии занятий и курсов по робототехнике для учащихся всех ступеней обучения;
  • сотрудничество с другими образовательными учреждениями и организациями по вопросам образовательной робототехники.

 

 

  • Общие сведения о проекте

Целью настоящего проекта является определение места и роли робототехники в современной школе. Теоретически разработать и экспериментально апробировать пути внедрения робототехники в образовательное пространство Лицея.
Объект проекта: Робототехника в образовательном пространстве школы.
Предмет проекта: Робототехника.
Конечный практический результат: успешное внедрение робототехники в образовательное пространство школы.
В соответствии  с целью и предположением перед Лицеем ставятся следующие задачи:

  • определить роль и место робототехники в современной школе;
  • обучить педагогов;
  • рассмотреть возможные пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы  и выбрать оптимальный;
  • разработать курс «Образовательная робототехника» и апробировать в учебном и внеучебном процессе;
  • обобщить и распространить опыт внедрения и использования робототехнологий в образовательном процессе.

1-й этап - Подготовительный этап (май 2014г. – август 2014г.
На первом этапе планируется осуществить поиск необходимой информации, ознакомиться с лего-конструкторами, изучить роль и  место курса робототехники. Определить объект, предмет, цель, задачи и базу опыта, подобрать методики и технологии обучения учащихся. Также планируется обучение педагогов основам робототехники, разработка уроков в начальной и средней школе с применением лего-роботов, разработка программы работы кружка на первый и второй годы обучения, выбор наиболее подходящих технологий, средств и методов обучения при изучении основам робототехники. Разработка программы элективного курса «Программирование в робототехнике», изучение возможности встраивания робототехники в предметы «Информатика и ИКТ», определение  разделов курса информатики и ИКТ, на которых возможно применение робототехники.
2-й этап - Реализация проекта (сентябрь 2014г. – май 2016г.)
На втором этапе– планируется создать учебно-методические материалы по окружающему миру, технологии, физике, разработать комплекс уроков и методических материалов для встраивания основ робототехники в разделы курса информатики и ИКТ, а также учебные материалы для занятий кружка, их апробация и внедрение. Создать учебно-методические материалы для занятий элективного курса. Обобщить разработанные материалы в методических сборниках.
Также, помимо основных занятий по робототехнике, планируется проводить различные внешкольные мероприятия, позволяющие привлечь интерес к данному направлению. Это конкурсы по робототехнике, круглые столы, викторины, мастер – классы по конструированию и программированию роботов, а также подготовка и участие команд в соревнованиях различного уровня.
3-й этап - Итоговый/Аналитический этап (сентябрь 2016г. – декабрь 2016г.)
На третьем этапе - планируется оформление сборников  методических материаловдля преподавания курса «Информатика и ИКТ», «Робототехника»; проведение динамики успехов обучающихся,обобщение опыта, информирование общественности о результатах внедрения робототехники в образовательное пространство Лицея.

Материально-техническая база Лицея в области Робототехники



п.п

Наименование оборудования

Кол-во

1.
2.
3.
4.

Конструктор LEGOMindstormsNXT 2.0. № 9797;
Зарядное устройство (NXT);
Набор средний ресурсный Lego «Перворобот»NXT;
Программное обеспечение для настольного компьютера (с рук.польз.внутри)

6
1
1
1

Формы реализации проекта:

  • внеурочная деятельность в рамках ФГОС в 4-5 классах
  • кружки и элективные курсы в основной школе.

Эффективность обучения основам робототехники зависит от организации занятий, проводимых с применением следующих методов:

  • объяснительно-иллюстративный – предъявление информации

Управление процессом внедрения курса включает следующие управленческие
функции: анализ, планирование, организация, контроль, коррекция. Данный вид деятельности необходим, т.к. процесс необходимо анализировать, планировать, организовывать, контролировать и, конечно, корректировать.
Действия в рамках функции контроля:

  1. Выделение индикативных показателей.
  2. Входной мониторинг сформированности информационной компетентности учащихся.
  3. Определение роли и места курса.
  4. Построение системы учебных задач.
  5. План работы педагога на учебный год.
  6. Разработка рабочих программ кружка, элективного курса.
  7. Доработка рабочих программ курса «Информатика и ИКТ» для внедрения основ робототехники в предмет.
  8. Выбор наиболее эффективных технологий, методов, форм и средств
  9. организации обучения основам робототехники.
  10. Участие учеников в робототехнических соревнованиях различного уровня.
  11. Создание межпредметных творческих проектов для участия в конкурсах проектов.
  12. Управление процессом усвоения знаний – проведение
  13. промежуточных мини-соревнований, выполнение исследовательских
  14. практических работ, контрольных срезов, тестов.
  15. Воспитание мотивации и формирование познавательного интереса.
  16. Промежуточный и итоговый мониторинг сформированности информационной компетентности учащихся.
  17. Коррекция самообразования педагога.
  18. Коррекция рабочей программы педагога (в частности, тематического планирования).

Индикативность показателя успешности проекта:

  1. Показатели мотивации учебной деятельности.
  2. Показатели сформированности ОУУН.
  3. Результаты участия в олимпиадах и конкурсах по робототехнике.
  4. Содержание инновационного педагогического опыта работы.

Информационное освещение и популяризация проекта

  • информационные стенды Лицея;
  • создание рубрики на сайте Лицея «Робототехника»;
  • создание банка методических материалов по работе с учащимися Лицея по курсу «Робототехника».

Ожидаемые результаты внедрения курса

  • Определение роли и места курса «Образовательная робототехника» в образовательном пространстве школы. Описание структуры курса и его компонентов.
  • Создание программ кружка «Основы робототехники. LEGO Mindstorms NXT» на два года обучения. Разработать методические обеспечение занятий: конспекты занятий и презентации к ним.
  • Создание рабочей программы элективного курса «Программирование в робототехнике» для учащихся 8 кл. Разработать конспекты занятий, презентации к ним, систему зачетных заданий и тестов.
  • Определить темы курса «Информатика и ИКТ», на которых возможно включение робототехники в учебный процесс. Скорректировать тематическое планирование тем. Разработать методические материалы для их преподавания.
  • Участие учащихся в соревнованиях и конкурсах различного уровня.

Все описанное выше должно позволить сформировать у выпускников Лицея информационную компетентность, использовать полученные знания при изучении других предметов, создать в урочной и внеурочной деятельности по информатике развивающую образовательную среду, которая повлекла повышение качества знаний учащихся. Описанные мероприятия должны способствовать освоению и соблюдению норм общения, поведения, общепринятых ценностей человеческого общества, созданию положительной мотивации и стремления к успеху, творчеству.
Внедрение единой системы обучения основам робототехнике в Лицее будет являться важным этапом развития технических навыков и умений школьников. «Основы робототехники» в Лицее позволят привить интерес школьников к техническому творчеству, тем самым раскрыть таланты тех учеников, которые в дальнейшем могут стать первоклассными инженерами и технологами. Именно поэтому внедрение образовательной робототехники в Лицее – большой шаг в сторону начального инженерного образования и начальной профориентации. 

 

 

Стаж
работы

27 лет

20 лет

12 лет

4 года

14 лет

10 лет

20 лет

1 год

24 года

  • В наличии позитивный опыт реализации образовательной программы «Жить в мире с собой и другими», реализующейся в Лицее с 2012г. и направленной на повышение уровня осведомлённости, осознания проблем людей с инвалидностью, формирование у школьников толерантного отношения к людям с инвалидностью, активного вовлечения самих людей с ОВЗ в общественную и спортивную жизнь. В рамках данной программы обучающиеся Лицея приняли участие в таких значимых мероприятиях города, как:

- реализация проекта «Одна школа – одна страна»;
- фестиваль «Спорт равных возможностей»;
- городская эстафета Паралимпийских игр;
- в рамках программы «Зритель» обучающиеся Лицея приняли участие во встрече Паралимпийского огня, а также посетили соревнования Паралимпийцев.

 

 

  • Общие сведения о проекте

    Целью настоящего проекта является создание системы работы в Лицее для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения  обучающимися, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Задачи проекта:

  • Организация системы эффективного психолого-педагогического   сопровождения процесса инклюзивного образования.
  • Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
  • Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса  интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребёнку и его семье, помощи педагогам.
  • Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребёнку с ОВЗ с учётом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
  • Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям  развития и детям с ОВЗ.
  • Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей вовлечённых в процессе образования.
  • Развитие социального партнёрства с организациями и учреждениями, защищающими права детей-инвалидов и детей с ОВЗ и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования с целью координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей.
  • Привлечение  внимания общественности и формирование положительного отношения к проблеме инклюзивного обучения детей.
  • Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

   В основу проекта «Мир больших возможностей» положены идеи Л.С.Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребёнка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности. Традиционная система психолого-педагогического сопровождения учащихся, функционирующая в специальных образовательных учреждениях, не обеспечивает необходимых условий для воспитания самостоятельной независимой личности и приводит, как правило, к возникновению иждивенческих установок, снижению мотивации достижений, недостаточной сформированности коммуникативных умений и навыков. А ведь развитие ребёнка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника. Поэтому для Лицея стало значимым введение в социум детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

 

1-й этап – организационно-подготовительный (август 2014г. – август 2015г.)
На первом этапе реализации проекта  в Лицее создаётся творческая группа учителей, формирование базы данных по детям-инвалидам и детям с ОВЗ, создание на сайте Лицея рубрики «Инклюзивное образование», разработка пакета документов, регламентирующих реализацию инклюзивного образования в Лицее (локальные акты Лицея, разработка планов работы, рабочих программ), а также информирование общественности по внедрению инновации. В Лицее будет создан психолого-педагогический центр, цель которого является обеспечение доступности, единства и преемственности семейного, общественного воспитания, повышения педагогической компетентности, родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ.

2-й этап – практический (сентябрь 2015г. – декабрь 2016г.)
На втором этапе реализации проекта выстраивание взаимодействия психолого-педагогической службы Лицея – педагоги – родители (законные представители), обеспечивающего непрерывность, преемственность инклюзивного процесса. Данное взаимодействие позволит на практике обеспечить последовательную контекстную преемственность между различными этапами  инклюзивного образования и осуществить системный подход к включению детей с ОВЗ в социум. На данном этапе будет проведено повышение квалификации  по инклюзивному образованию педагогов, использование здоровьесберегающих технологий в работе специалистов, а также функционирование работы методической службы по созданию условий для инклюзивного обучения, сбор материала для мониторинга результатов реализации данного проекта.

III этап - обобщающий/аналитический (январь 2017г. – август 2017г.)
На третьем этапе реализации проекта планируется оформление сборников коррекционно-развивающих занятий, составление методических рекомендаций по реализации проекта; проведение динамики успехов обучающихся с ОВЗ, проведение мониторинговых мероприятий в Лицее, обобщение опыта, информирование общественности о результатах внедрения инклюзивного образования в Лицее, оформление отчётной документации

Возможные риски при реализации проекта

                Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ, детей-инвалидов и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учёт интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в Лицее могут возникнуть определённые риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:
Во-первых: многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью. Не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.
Во – вторых: семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют «особые» учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что всё внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ.
В – третьих: не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребёнка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учёбой наравне со сверстниками.
В – четвёртых: материально-техническая база может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.
В – пятых: не исключён риск «формальной» инклюзии, когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно без создания специальных условий и подготовки всех участников образовательного процесса.
Основные принципы работы в рамках проекта:

  • Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса.
  • Принцип дифференцированной помощи (учёт уровня мотивации, базового уровня знаний).
  • Принцип сотрудничества и равной ответственности (объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого).
  • Деятельностный принцип( повышение активности родителей путём участия в различных видах совместной деятельности).
  • Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
  • Принципы инклюзивного образования:
  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Формы отслеживания результатов реализации проекта

  • опросы, анкетирование всех участников образовательного процесса;
  • диагностика личностного развития детей (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности);
  • учёт посещения родителями общешкольных и классных мероприятий (журнал учёта).

  Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в дальнейшей работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами. 

Схема реализации инклюзивного образования в Лицее

Информационное освещение и популяризация проекта

  • информационные стенды Лицея;
  • создание рубрики на сайте Лицея «Инклюзивное образование»;
  • создание банка творческих педагогических достижений и достижений учащихся с ОВЗ.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
  • У детей с ОВЗ. детей-инвалидов  будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
  • Создание сети информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в контексте внедрения инклюзивного образования.
  • Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.
  • Вовлечение детей с ОВЗ, детей - инвалидов в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и получение возможных положительных результатов.
  • Приобретение учащимися Лицея опыта общения и толерантного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
  • Сформированный банк информационно-методических материалов (диагностики, методики, технологии, тренинги), наиболее эффективных и востребованных форм и технологий обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.