ЛИЦЕЙ №3 г.Сочи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

 

Программа "Одаренные дети"

 

  1. Нормативно-правовая база:

- Федеральная целевая программа  «Дети  России»,
- муниципальная программа  «Дети Сочи».                                                           

  1. Обоснование актуальности программы

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.
Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады.
Одним из пунктов школьной программы «Одаренные дети» является выявление способных учащихся и направление их на курсы, которые занимаются подготовкой к поступлению в ВУЗы на базе школы, учителями нашей школы совместно с преподавателями этих учебных заведений.
В ОУ ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.

  1. Цель программы:

1.      Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования.
2.      Формирование системы  социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи  одарённым детям;
-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

  1. Основные мероприятия программы

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

  1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
·      принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

  1. Ожидаемые результаты реализации программы

Реализации программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
-  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
-   повышению качества образования и воспитания школьников;
-   формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

  1. Формы работы с одаренными учащимися:

·          групповые занятия;
·          факультативы;
·          конкурсы;
·          курсы по выбору;
·          участие в олимпиадах;
·          интеллектуальные марафоны.
План реализации программы «Одаренные дети»
на 2012-2013 учебный год

 

Содержание мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Составление плана работы с одаренными детьми по предметным объединениям

август

Руководители МО

2.

Составление плана работы НОУ

август

Рамзаева И.Н.

3.

Разработка графика работы с одарёнными детьми в рамках ШИП

август

Рамзаева И.Н.

4.

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д.

сентябрь

Кл. руководители, учителя-предметники, психолог

5.

Школьные предметные олимпиады

октябрь -ноябрь

Рамзаева И.Н., руководители МО.

6.

Подготовка к участию в городских предметных олимпиадах

ноябрь

Учителя-предметники,
руководители МО. 

7.

Школьный интеллектуальный
предметный  марафон

ноябрь

Учителя-предметники, руководители МО.

8.

Выпуск информационного бюллетеня о результатах школьных и городских предметных олимпиад

декабрь

Кононенко Е.А.,
Рамзаева И.Н.

9.

Анализ итогов школьных и городских олимпиад

декабрь

Рамзаева И.Н.

10.

Смотр школьных портфолио

январь

Руководители МО

11.

Участие  в  научно-практических конференциях «Я-исследователь», «Первые шаги в науку»

январь

Рамзаева И.Н.

12.

Участие в конференции «Абитуриент»

март, апрель

Шилова Е.Н.

13.

Поощрение учащихся грамотами «За успехи в учёбе», «За успехи в спорте»

апрель

Рамзаева И.Н.

14.

Анализ итогов участия в конференциях

апрель

Рамзаева И.Н.

15.

Выпуск тематического сборника работ школьного интеллектуального марафона

май

Рамзаева И.Н.,
руководители МО

16.

Планирование работы с одарёнными детьми на следующий учебный год

май

Рамзаева И.Н.,
руководители МО

17.

Анализ результатов, достижений

май

Рамзаева И.Н.,
руководители МО

18.

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

в течение года

Рамзаева И.Н.

19.

Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру» и российском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех»

в течение года

Рамзаева И.Н.

20.

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности, психорегуляции, творческого саморазвития

в течение года

Психолог

21.

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности

в течение года

Руководители МО, учителя-предметники

22.

Повышение квалификации педагогических работников по работе с одарёнными детьми

в течение года

Рамзаева И.Н.

23.

Расширение взаимодействия с родителями по поддержке одарённых детей

в течение года

Рамзаева И.Н.