ЛИЦЕЙ №3 г.Сочи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

 


Целевая  комплексная
воспитательная  программа
МОБУ Лицея № 3 г. Сочи 
Краснодарского края
«Школа – наш дом»
на 2012-2016 учебные года

Пояснительная записка

 

 

Цель воспитательной программы:Создание в Лицее единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование нового сознания, ориентированного на умение в любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, проявлять заботу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.
Программа представляет комплекс подпрограмм по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач и содержащих средства их реализации.

Структура целевой комплексной воспитательной программы

Направление воспитательной работы

Программа

Экологическое

«Из тысячи планет Земли прекрасней нет»

Гражданско-патриотическое

«Человек. Гражданин. Патриот»

Художественно-эстетическое

«Красота спасёт мир»

Спортивно-физическое, ЗОЖ

«В здоровом теле – здоровый дух»

Развитие самоуправления

Программа развития ученического совета самоуправления

Развитие дополнительного образования

Программа развития дополнительного образования

 

Программа экологического воспитания

«Из тысячи планет Земли прекрасней нет»

  
1. Методическое обеспечение:
1.1. Участие в обучающих семинарах, курсах повышения квалификации учителей;
1.2. Создание методической копилки (фонотека, видеозаписи, игротека, программы, стенды).

 

2. Практическая деятельность:
2.1. Проведение ежегодных акций и операций;
2.2. Организация экологических троп, ботанических эстафет, субботников.
2.3. Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе (тепло, свет, мебель, оборудование);
2.4. Поддержка движений за экологическую безопасность.

3. Творческая деятельность:
3.1. Дни природы, экологические недели, месячники;
3.2. Конкурсы, викторины;
3.3. Конференции, фестивали;
3.4. Праздник осени, новогодний праздник, день птиц;
3.5. Организация выставок.

4. Организация связи с другими организациями:
4.1. ЭБЦ;
4.2. Сочинский национальный парк;
4.3. ОУ города Сочи;

Программа   «Человек. Гражданин. Патриот»

Раздел 1. Общие положения
Воспитание – целенаправленная организация процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Главным результатом воспитания следует считать Личность, способную строить жизнь, достойную Человека.
В настоящее время  особенно важно и необходимо воспитывать у молодежи такие качества как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого молодого человека.
Цель программы:  формирование нравственной культуры учащихся, воспитание уважительного отношения к истории своего народа, потребности личного участия в общественной жизни.

Раздел 2. Содержание деятельности

Направление
деятельности

Цель

Содержание

«Этих дней не смолкнет слава»

воспитание гордости за свою Родину, формирование чувства сопричастности к истории России и ответственности за будущее страны.

Мероприятия посвящены государственным праздникам и памятным датам российского календаря

«Мир начинает с тебя!»

сохранение преемственности традиций различных поколений защитников Отечества, формирование готовности к защите Родины

пропаганда героических профессий, знакомство с известными людьми, внесшими большой вклад в развитие России, Краснодарского края и города Сочи

«Команда XXI века»

обеспечение условий для самореализации и социализации учащихся

воспитание активной гражданской позиции и патриотизма;
формирование позитивного отношения к участию в волонтерском движении;
выявление и реализация продуктивных идей для решения социально значимых проблем

«Город добрых сердец»

воспитание гуманной личности, понимающей высокую ценность человеческой жизни, обращенной к людям, способной к состраданию, сопереживанию, милосердию, бескорыстно оказывающей помощь конкретным людям, стремящейся к миру, добрососедству, взаимопониманию

Тематические литературные выставки, акции, организация выставочных экспозиций

«Сочи – мой город»

воспитание любви к городу Сочи, бережное отношение к его прошлому, осознание необходимости сохранения культурных традиций

Конкурсы, виртуальные уроки-путешествия, конференции, проектная работа

«Культур много – Россия одна»

формирование толерантности, активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений через изучение истории и культуры народов, проживающих на территории города

Акции, фестивали, КТД, родительские собрания

   Ожидаемые результаты:  Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.

Программа  «Красота спасёт мир»

Раздел 1.  Общие положения

Программа направлена на развитие гражданского отношения к эстетической стороне жизни нашего общества, народов других стран, к искусству как составной части духовной культуры, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир.
Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
Цель программы:  Воспитание человека – носителя культуры с творческим отношением к  делу, к работе и жизни.
Ожидаемые результаты:  Развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре Краснодарского края, Отечества и к мировой культуре; умение найти свое место в творчестве.

Раздел 2. Основные направления и их реализация

Направления

Задачи

Содержание

Художественно-эстетическое

  • Формирование художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.
  • Приобщение к духовным ценностям.

 

- Изучение культурного наследия Краснодарского края, России, стран мира
- Посещение театров, музеев, выставок
- Проведение классных часов эстетического цикла, вечеров, концертов

Творчество

  • Выявление и развитие у  учащихся творческих способностей.

 

  • Создание условий для творческой самореализации учащихся.

- Совершенствование форм дополнительного образования и его содержания.
- Привлечение учащихся в кружки и факультативы.
- Приобщение учащихся к творчеству через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, социально-значимую деятельность (проектирование)

 

Программа  «В здоровом теле – здоровый дух»

Раздел 1.  Общие положения

   Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим современное ОУ должно формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому ученику возможности для выявления и развития способностей при необходимом уровне охраны и укрепления здоровья.
На современном этапе развития образования необходима стабилизация и улучшение работы по оздоровлению детей, нужен комплексный системный подход к данной проблеме.
Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни. 
   Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
  • осознанное отношение детей, их родителей и педагогов к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  • соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.

Раздел 2. Основные направления программы и их реализация

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы:
- организация подвижных игр;
- соревнования по отдельным видам спорта;
- спартакиады, дни здоровья

постоянно

Администрация,
учителя физ. культуры

Расширение и развитие секционной спортивной работы

постоянно

Администрация

Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

постоянно

Администрация,
учитель физ. культуры

 

Программа развития ученического совета самоуправления

Раздел 1. Общие положения

   На формирование личности ребенка оказывает большое влияние меняющаяся социальная и политическая среда. Воспитательная система ОУ должна учитывать главное – личность, способную принимать решения, прежде всего перед собой. В связи с этим самоуправление в ОУ должно быть, прежде всего,  управлением самим собой. Программа по самоуправлению должна создавать  условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Добиться проявления каждого ребенка в деятельности Лицея можно, разбив детей на группы по их способностям, желаниям и возможностям.
 Цель программы: Создать условия для развития индивидуальных творческих способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью.
Задачи:

  • Создание системы самоуправления как воспитывающей среды ОУ, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
  • Организация всех видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.
  • Развитие и укрепление органов ученического самоуправления, привлечение учащихся к активному участию в жизнедеятельности школьного коллектива.

Ожидаемые результаты: Учащиеся  должны научиться жить в коллективе, стать активнее, сплоченнее, дружнее, проявлять инициативу, должны испытывать чувство ответственности за порученное дело.

 

Раздел 2. Структура самоуправления


Второй уровень

Ученический совет

Первый уровень

Самоуправление в классах

 

Раздел 3. Основные функции органов ученического самоуправления:

Ученический совет:
рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении Лицеем;
формирует органы самоуправление в Лицее;
формирует органы самоуправления в Лицее;
вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Раздел 4. Рабочие органы самоуправления
Рабочие органы самоуправления планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.

Трудовой сектор

  • Контроль деятельности дежурных по школе, классу, внесение предложений по ее улучшению.
  • Организация учеников для помощи школе в различных хозяйственных работах.
  • Организация субботников по уборке школьной  территории.
  • Организация работы по озеленению школы, классных кабинетов.

Культурно-массовый сектор

  1. Содействие реализации талантов и способностей творческих школьников МОБУ № 3 путём привлечения их к участию в культурно - досуговых мероприятиях школьного, районного и городского значения.
  2. Участие в организации и проведении школьных, общегородских культурно – массовых мероприятий.
  3. Организация оформления школы к праздникам различной тематике.
  4. Привлечение учащихся к участию в досуговой массовой деятельности школы.

Спортивно-оздоровительный сектор

  1. Курирование спортивно – оздоровительной деятельности школы.
  2. Организация просветительской работы по здоровому образу жизни( профилактика наркомании и алкоголизма).
  3. Фиксация спортивных достижений учеников школы.
  4. Организация в школе мероприятий спортивной направленности.

Информационный сектор

  1. Организация работы с плакатами и стендами.
  2. Информирование учащихся о событиях, происходящих в школе, проводимых в школе мероприятий различной направленности и сообщение учащимся об их результатах.
  3. Выпуск ежеквартальной школьной газеты.

Гражданско-патриотический сектор

  1. Сотрудничество с Хостинским музеем.
  2. Поддерживание связи с ветеранами ВОВ.
  3. Выявление школьников – активных участников молодёжных и политических движений, налаживание взаимоотношений с данными движениями через активных участников с целью организации совместных мероприятий, пропагандирующих патриотизм и верность своей Родине.
  4. Выстраивание взаимоотношений с Администрацией г. Сочи, партией «Единая Россия», молодёжными движениями, с волонтёрским центром «Сочи – 2014».

Учебно-организационный сектор

  1. Помощь педагогам в проведении предметных недель, олимпиад.
  2. Ведение учёта интеллектуальных достижений учеников школы.
  3. Отслеживание успеваемости учащихся.
  4. Помощь в проверке дневников.

 

 

Раздел 5.      Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления

  • Устав Лицея.
  • Правила для учащихся.
  • Положение об ученическом совете.

     В основу этих документов положены нравственные ценности, определённые самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

 

Раздел 6. Основные критерии эффективной деятельности ученического самоуправления

  • Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею.
  • Умение учащихся организовать деятельность коллектива.
  • Осознание ответственности за достижение совместных целей.
  • Умение анализировать и определять программу действий на перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 


Программа развития
дополнительного образования

Раздел 1. Общие положения

Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». В программе приведена информация о состоянии системы дополнительного образования в МОБУ Лицее № 3, предлагается комплекс мероприятий по ее развитию.
В рамках данной программы разработаны и реализуются подпрограммы:

  • развитие художественно-эстетического образования;
  • культурологического образования;

Раздел 2. Цели и задачи программы
Цель: обеспечить нормативно-правовые условия реализации дополнительного образования воспитательных программ для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся в соответствии с законом РФ «Об образовании».
Задачи:
– создание нормативно-правовой основы развития системы дополнительного образования;
– изменение содержания дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся;
– повышение уровня профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;
– реализация широких возможностей дополнительного образования в решении задачи социализации;
– формирование педагогического коллектива, способного воспитывать детей через их интересы по принципу творческого союза;
– совершенствование структурных подразделений дополнительного образования, программ деятельности кружков и секций.

Раздел 3. Этапы реализации:
1. Запуск, коррекция программы.
2. Реализация, развитие.
3. Реализация, анализ, итоги, прогноз.
Раздел 4. Концепции дополнительного образования
Основная цель ОУ – воспитать творческого человека, которому придется жить и трудиться в условиях полного хозрасчета и самофинансирования экономики, рыночных отношений, демократизации и самоуправления, широкой гласности.
Проблема заключается в том, что современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека – отдается воле случая и у большинства остается на плачевном уровне.
Цель реализации нашего проекта – формирование комплексных способностей к самоидентификации, самореализации, саморазвитию.
В качестве приоритетных ориентиров совершенствования системы дополнительного образования выступают приоритеты:
– развития;
– нравственности;
– творчества;
– культуры;
– открытости;
– свободного выбора и ответственности;
– социализации.
Ориентация на приоритет развития подразумевает создание необходимых условий для развития личности воспитанника; педагога, а также педагогической системы; образовательных комплексов и учреждений дополнительного образования в целом. Основной смысл педагогического процесса – развитие личности воспитанника.
Ориентация на приоритет нравственности. Реализация этого приоритета предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие ее нравственно-творческого отношения к действительности является доминантой реализуемых программ, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.
Ориентация на приоритет творчества означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этого приоритета создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству.
Ориентация на приоритет культуры означает формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его, в сфере познавательной и трудовой деятельности, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.
Ориентация на приоритет открытости – это внутреннее раскрепощение дополнительного образования, субъектов образовательного процесса.
Ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности представляет воспитаннику и педагогу возможность выбора образовательного маршрута (программы) содержания, методики, опыта, темпов, сложности и т. д. для удовлетворения своих интересов, потребностей, развития способностей, творческой самореализации.
Ориентация на приоритет социализации предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
В центре образовательных процессов в системе дополнительного образования стоят не программы, а сам ребенок – высшая цель и смысл педагогической заботы. Именно его интересы и индивидуальные склонности, своеобразие  характера, личное достоинство, становление творческой индивидуальности  подлежат  внимательному  изучению, учету и развитию.
Систему дополнительного образования реализует ряд функций:
– удовлетворение образовательных потребностей воспитанников, их родителей, педагогов;
– формирование у каждого воспитанника опыта индивидуальных достижений, успеха в реализации своих способностей;
– поиск новых форм сотрудничества взрослых и детей;
– методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация этой идеи предполагает совместную развивающую деятельность на уровнях:
– «воспитанник – воспитанник» – совместное творчество;
– «педагог – воспитанник» – совместная развивающая деятельность, скрепленная взаимопониманием;
– «педагог – педагог» – совместный педагогический поиск, обмен опытом, сотрудничество.
Дополнительное образование – «это вид образования самостоятельный и самоценный».
Реализация идеи автономности позволяет каждому образовательному учреждению, комплексу, коллективу проявлять самостоятельность в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы.
Предполагает:
– отношение к личности, ее внутренней свободе как к главной ценности системы образования;
– призвание уникальности и неповторимости личности каждого субъекта образовательного процесса;
– уважение достоинства.
Раздел 4. Основные принципы
Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания дополнительного образования предполагает предоставление ученику возможности самому выбирать предпочтительные социальные сферы, для самореализации посредством дополнительного образования.
Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.
Дополнительное образование может и должно быть принято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.
Принцип природосообразности предполагает признание индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения его с другими, уважение посильных ритмов его жизни, труда.
Принцип творческого начала дополнительного образования. Творчество рассматривается как единый рычаг, способный придавать образованию поступательное движение в направлении совершенствования, развития. Актуально творчество педагогов дополнительного образования как в использовании эффективных традиционных, так и в создании современных педагогических технологий.
Принцип комфортности образовательного пространства предполагает создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка. Ни один не должен чувствовать себя отторгнутым образовательным пространством.
Система дополнительного образования представлена факультативами, сетью кружков и секций, которые реализуют дифференцированные, разноуровневые и многовариативные, индивидуализированные образовательные программы, направленные на повышение способности к обучаемости, творческую самореализацию личности.
Организационно-педагогическая структура претерпит изменения, потребуются новые штатные единицы.