ЛИЦЕЙ №3 г.Сочи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Воспитательная система

МОБУ Лицея № 3

 

       Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к определению содержания воспитательной деятельности ОУ, в которой должны быть созданы условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

       Для того чтобы ОУ могло обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из неповторимости его индивидуальности, в ней должна существовать система воспитательной работы.

        Система воспитательной работы – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов школьного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

         Построение системы воспитательной работы является объективной необходимостью. И эта система должна содержать такие эффективные формы и методы, которые позволяют создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. А это позволяют сделать следующие виды деятельности: познавательная, игровая, спортивная, творческая, коммуникативная, досуговая.

         Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы начинается с постановки цели и определению задач, посредством которых намечается достижение цели.

         Следующим этапом является составление плана – программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы обучающиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

         Критериями эффективности процесса воспитания является ценностное отношение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, трудолюбию.

         В нашем Лицее система воспитательной работы строится по следующим направлениям:

- интеллектуально-познавательное;

- гражданско-патриотическое;

- экологическое;

- спортивно-оздоровительное;

- художественно – эстетическое;

- трудовое;

- ученическое самоуправление;

- работа с родителями.

        Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Учащиеся принимают участие в школьных и муниципальных мероприятиях: митинги, конкурсы патриотической направленности, встречи с ветеранами, классные часы. В школьном музее систематически проводятся экскурсии и уроки мужества. Учащиеся поддерживают связи с ветеранами Великой Отечественной войны, постоянно ведут шефскую работу по оказанию помощи ветеранам войны, вдовам и труженикам тыла.

        Другим приоритетным направлением воспитательной работы является экологическое направление. Обучающиеся Лицея принимают активное участие в различных конференциях, конкурсах плакатов и рисунков экологической направленности и занимают призовые места.

      Спортивно-оздоровительная работа осуществляется через работу секций, соревнования, классные часы. Наши воспитанники занимаются в спортивных секциях, проводимых в Лицее, посещают секции в спортивных школах и клубах. Школьные команды принимают участие во многих спортивных соревнованиях и занимают призовые места. В Лицее проводятся классные часы, конкурсы, соревнования, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

      Художественно-эстетическое воспитание осуществляется через уроки музыки, изобразительного искусства, а также через внеклассную работу и работу кружков «Умелые руки», «Вокал», «Занимательные краски». К праздникам и внеклассным мероприятиям дети готовят концерты. На высоком художественно-эстетическом уровне проходят мероприятия: день знаний, осенний бал, новогодние праздники, праздничные программы, посвященные Дню учителя, и Международному женскому дню. Обучающиеся Лицея принимают участие в музыкальных и художественных конкурсах и занимают призовые места.

 Системный и деятельностный подход  диктует необходимость выйти за рамки ОУ, поэтому в систему воспитательной работы входит работа с учреждениями дополнительного образования другими учреждениями. Лицей сотрудничает с ЦДОдД, детской библиотекой, школой искусств, городскими музеями, инспекцией по делам несовершеннолетних, спортивными школами, советом ветеранов, кинотеатром «Луч».

     При построении системы воспитательной работы необходимо помнить  о взаимодействии ОУ и семьи, цель которого привлечь родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания. Для того чтобы сотрудничество учителей и родителей проходило на более высоком уровне и давало хорошие результаты, каждому классному руководителю рекомендуется изучить внутрисемейные отношения, воспитательную позицию и уровень педагогической культуры родителей. Владение этими данными позволит установить оптимальные взаимоотношения с родителями и шире привлекать их к жизни школы и класса.

     При работе с родителями выделяются следующие задачи:

1.             Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе;

2.             Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания;

3.             Способствовать повышению роли и значения семьи в воспитании детей.

     При построении системы воспитательной работы классному руководителю необходимо помнить о систематическом общении с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся.

Большая роль в создании благоприятной воспитательной среды отводится психологической службе ОУ. По просьбе классного руководителя психолог ОУ работает с учащимися.

Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, необходимо проводить различные диагностики, мониторинги, исследования.

На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением следует понимать совместную деятельность обучающихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и совместной деятельностью. Главной задачей самоуправления является привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса. Для решения значимых вопросов проводятся общее собрание Совета самоуправления, а также заседания секторов. Также избирается глава самоуправления – председатель.

     Учащиеся работают в секторах, каждый выполняет в течение какого-то периода индивидуальное задание. Затем задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя  в различных ролях.

     Содержание воспитательной работы в ОУ разрабатывается на основе:

-  комплексного анализа воспитательной работы в предыдущем году;

-  учета возрастных особенностей учащихся;

-  изучения индивидуальных интересов и потребностей учащихся;

- коллективного планирования основных дел и мероприятий в системе жизнедеятельности коллектива.

     Содержательная сторона воспитательного процесса строится по принципам:

- сохранения и отработки всех удачных, эффективных моментов;

- учета и анализа неудачного опыта, внесения коррективов;

- поиска нового или варьирования уже знакомого, хорошо известного.

     Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Реализация поставленных целей и задач предъявляет к классному руководителю целый комплекс высоких профессиональных требований. Воспитатель профессионал должен:

- способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности;

-  создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для реализации их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива;

-  способствовать созданию эмоционально-комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание «ситуации успеха»;

- способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно значимой деятельности.

     Педагогу – воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать. Ребенок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно. Что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным. Необходимо помочь каждому ребенку найти себя, проявить, развить свои способности.

В своей деятельности классные руководители должны использовать основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе.

Принцип толерантности.

Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов,  принятых человечеством, государством, а также образовательным учреждением.

Принцип создания воспитывающей среды.

Этот принцип предлагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания. Взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа:  развитие детского самоуправления, а также инициативы и  самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений «ответственной зависимости».

Принцип индивидуализации воспитания.

Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального развития каждого ученика, интересов всех детей к самым различным видам деятельности. То есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так  и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

 

     Для каждого руководителя и всего педагогического коллектива в целом очень важно объективно оценивать результаты своей работы. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности следует ориентироваться на следующий ряд критериев:

- возрастающая упорядоченность жизнедеятельности школьного коллектива;

- взросление коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.

- общий устойчивый эмоционально-психологический климат в  классе (в ОУ);

- социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность;

- повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся;

- активное участие класса в воспитательных мероприятиях, а Лицея в муниципальных воспитательных мероприятиях;

- степень вовлечения родителей учащихся в дела  классного коллектива;

- сознательный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

     Таким образом, система воспитательной работы – это управление процессом развития личности и строится она  исходя из социального состава учащихся. Микросреды, сложившихся традиций и возможностей ОУ. Также это динамическая система, изменяющаяся со временем, так как приходится учитывать возрастные изменения детей, изменения, происходящие в жизни класса, Лицея, общества.