Портрет читателя
Портрет читателя читателя создается по четырем рубрикам: общая характеристика, читательское поведение; чувства, эмоции, переживания, ощущения чтеца, которые он/ она высказывает в ходе урока или во время беседы с учителем; проблема или диагноз учителя и варианты предложений по решению проблемы.
С Л А Б Ы Й Ч И Т А Т Е Л Ь
Читательское поведение
*Читает очень мало
*Читает на нижнем критическом уровне своего возраста
*Очень слабое понимание
*Не любит читать
*Не может самостоятельно разобрать трудное слово, не знает с чего начать
*Очень слабые языковые способности
Чувства читателя
*Я теряюсь, когда читаю
*Я никогда не научусь читать, я навсегда останусь в этом классе
*Я не могу прочесть задание
*Не вызывайте меня, я не могу читать в классе
*Читать скучно и трудно
*Я буду баловаться, если вы заставите меня читать
Проблемы и варианты решения
Немотивирован
* Моделируйте для него чтение
- Подготовьте интересный материал
- Сочетайте слушание текста (читает взрослый) и чтение
- Окружите печатными изданиями
- Много читайте ему
Очень маленький словарь
- Выполняйте все возможные языковые словарные задания
- Играйте в слова
- Повторяйте стишки, рифмовки, песни и т.д.
- Выучите основные слова методом целого слова
Необходимые приемы развития звуко-буквенных отношений
*Работайте над установлением звуко-буквенных отношений
*Организуйте слова в группы, показывайте модели чтения
*Организуйте чтение того, что пишет сам
Нет желания читать, так как чтение связано с отрицательными
эмоциями, постоянным неуспехом
- Создайте воодушевляющую обстановку
- Придумайте интригующие предтекстовые задания
- Разрешите рисовать то, что понял
- Предоставьте возможность читать легкие книги детям младшего возраста
П О С Л О В Н Ы Й Ч И Т А Т Е Л Ь
Читательское поведение
*Читает каждое слово
*Нет темпа, скорости
*Нет понимания
*Долго смотрит на буквы, иногда произносит звуки отдельно, прежде чем произносит слово
*Читать не любит
*Отрицательная реакция, когда просят читать вслух
Чувства читателя
*Надеюсь, меня не спросят
*Я не умею читать так хорошо, как другие
*Я люблю, когда мне читают, так я больше понимаю
*Я могу прочесть, но я не знаю, что это значит
*Я не знаю ответа на вопрос
Проблемы и варианты решения
Видит одно слово в фиксацию, глаза не скользят по строчке
- Покажите модель техники чтения, используя короткие, легкие, известные тексты. Отметьте в тексте место фиксации. Чтец следит за вами глазами
- Тренируйте движение глаз слева направо
- Найдите ритм чтения и водите карандашом, пальцем по строчке в найденном ритме
- Начните с выборочного чтения и сканирующего чтения
- Используйте чтение-эхо и громкое чтение
- Оказывайте постоянную помощь
Проводит постоянный анализ звуко-буквенных отношений
*Повторяйте знакомые слова и предложения, чтобы увеличивать скорость узнавания
*Используйте секундомер для увеличения скорости чтения
*Если начинает читать слитно, то подскажите незнакомое слово, чтобы не потерять слитность чтения
*Озвучивайте слова и группы слов в контексте до чтения
*Используйте игры для узнавания слов
*Работайте отдельно с незнакомыми словами до начала чтения
Много раз повторяет прочитанное
*Покажите другие приемы чтения
*Используйте работу в парах, чтобы видел, как другие уч-ся применяют другие приемы
*Сочетайте слушание и чтение текста
*Организуйте обильное слушание книг со слежением по тексту
Нет ритма и плавности чтения
*Одновременно слушайте и читайте текст
*Проводите многократное чтение легких книг
*Проводите попеременное чтение в паре с хорошим чтецом в классе
Не обращает внимания на знаки препинания
*Объясните назначение знаков препинания
*Найдите жесты, звуки для каждого знака препинания, используйте их при чтении
*Раскрасьте знаки препирания, каждый своим цветом
Имеет бедный словарь
*Выучивайте несколько новых слов каждый день
*Играйте во все игры со словами
*Обеспечьте большое количество печатных материалов
*Много читайте вслух
Необходимо увеличить уверенность в себе
*Предоставьте для чтения материал, с которым справится
*Предоставьте возможность читать младшим
*Организуйте обильное слушание