ЛИЦЕЙ №3 г.Сочи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Принято                                                                                                                                                                          Приложение
на заседании педагогического совета                                                                                                                          Утверждено
от 16.01.2016г. , протокол №5                                                                                         приказом директора МОБУ Лицея № 3
от 18.01.2016г. № 41

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
 Лицей №3 г. Сочи

 

 

Программа
по профориентации учащихся
«Будущее в моих руках»
на 2015-2017 гг.

 

 

 

Содержание

 

Стр.

 

  • Введение                                                                                                                                        2
  • Обоснование программы                                                                                                             2

 

  • Цель и задачи Программы                                                                                                         2-3
  • Нормативно-правовое обеспечение программы                                                                       3

 

  • Основные направления                                                                                                              3-5
  • Исполнители Программы                                                                                                            5

 

  • Оценка эффективности реализации Программы                                                                      5
  • Формы работы                                                                                                                              5

 

  • Этапы реализации программы                                                                                                    6
  • План реализации программы                                                                                                    6-11

 

  • Целевые критерии и показатели (индикаторы)  результативности программы                    11
  • Планируемые результаты                                                                                                            11

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Введение

    Целевая Программа по профориентации «Будущее в моих руках» для учащихся МОБУ  Лицея № 3  на 2015-2017 годы» (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования.
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы в Лицее.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

  • Обоснование программы

   Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают выпускников осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования  выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательства. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная  невилировка значимости рабочих специальностей.
Состояние проблем и перспектив занятости выпускников на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в Лицее, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации « Будущее в моих руках».

3. Цель и задачи Программы
Цель: разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия, способствующие формированию у учащихся профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Задачи:

  1. Скоординировать действия администрации Лицея, учителей-предметников, психолога по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей.
  • Скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы по образовательным программам начального общего образования,  основного общего и среднего общего образования в классах с дополнительной (углубленной) подготовкой обучающихся в рамках естественно-научного профиля по физико-математической и информационно- математической направленностям.
  • Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  • Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  1. Сформировать  у учащихся знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  2. Сформировать единое  информационное  пространство  по профориентации.

4.Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Концепция  Модернизации российского образования;
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- Конституция РФ (ст. 37);
- Трудовой кодекс РФ
- совместный приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 27 августа
2013 г. № 390/985 «О межведомственном координационном совете по
профессиональной ориентации молодежи»;
- план профориентационной работы МОБУ Лицея №3 г. Сочи;
- план профориентационной работы классных руководителей с учащимися;
- циклограмма классных часов, родительских собраний по профориентационной направленности;
- положение о профориентационной работе в МОБУ Лицее №3.

 

5.  Основные направления
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся  МОБУ Лицея №3 в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у учащихся осознанного выбора профессии.
  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в Лицее.
  4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству выпускников.

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Этап

Возрастные особенности

Формы
 профориентационной работы

Пропедевтический
1-4 классы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.
Ведущая деятельность - учебная.
В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
Недостаточно развита волевая сфера,
мышление носит наглядно-действенный характер
Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.
Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

  1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
  2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
  3. Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.
Профпросвещение
- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)
- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок
- костюмированные карнавалы профессий
- сочинения на тему «Пусть меня научат»
- игра «Чей это инструмент?»
- трудовые поручения
- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)
Темы классных часов
- кто работает в нашей школе?(экскурсия)
- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)
- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома
- экскурсия в школьные мастерские
- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий
5-7 классы

Формируется чувство взрослости.
Учащиеся стремятся самоутвердиться в коллективе.
Формируется нравственная основа общения.
Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.
Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН

  1. Встречи с интересными людьми (профессионалами)
  2. Экскурсии
  3. Ролевые игры
  4. Конкурсы
  5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

 

Темы классных часов

  1. Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)
  2. Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения
8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии
Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов
- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства
- знакомство с правилами выбора профессии
- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся
10-11 классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.
Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах
Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения
Для юношей актуальна служба в армии

Дискуссии
«День допризывника», «Мой выбор» и.т.д.
Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

 

6. Исполнители Программы
Главным исполнителем Программы является администрация  Лицея. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, учителя-предметники, психолог  Лицея, социальный педагог.

7. Оценка эффективности реализации Программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию учащихся к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей
профессии;
- обучить учащихся основным принципам построения профессиональной карьеры и
навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных 
условиях.

  • Формы работы

- Экскурсии;
- уроки;
- классные часы;
- анкетирование;
- дискуссии, диспуты;
- исследовательские работы (групповые и индивидуальные);
- встречи со специалистами различных профессий;
- изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
- консультации по выбору профильного обучения (индивидуальные, групповые);
- элективные курсы;
- родительские собрания;
- встречи с представителями учебных заведений;
- предметные недели;
- олимпиады;
- творческие работы (сочинения, рисунки и т. д.)

 

 

9. Этапы реализации программы

I этап: проектный  –  2015 год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы.      
Задачи:
1.     Изучить нормативную базу.
2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации  
программы.
4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2016 год.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2.     Обогащать содержание профпросвещения.
3.     Развивать ученическое самоуправление.
4.     Разработать методические рекомендации по профориентации.
5.     Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.
6.     Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов   
образовательной деятельности.
7.     Проводить мониторинг реализации программы.
8.     Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический – 2017 год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.     Обобщить результаты работы Лицея по профориентации.
2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.     Спланировать работу на следующий период.

10. План реализации программы



пп

Содержание

Срок проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы

1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.

Август 2015

Заместитель директора по ВР

2.

Создание  банка  данных об учебных заведениях города.  

Сентябрь 2015

Социальный педагог

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.     

Сентябрь 2015

Заместитель директора по ВР

4.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций  классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

В течение года

Заместитель директора по ВР

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»   

Октябрь 2015

Руководители МО

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся.

2015 - 2017

Библиотекарь

 

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

  • Профпросвещение

 

Реализация городской программы по профориентации:

1.

Экскурсии на  предприятия города.

Ежегодно

Классные руководители

2.

Экскурсии в учебные заведения г.  Сочи

Ежегодно по плану

Классные руководители

3.

Ярмарка профессий «Шаг в будущее».

Ежегодно

Классные руководители

4.

Городская акция «Чистый город».

Ежегодно , ноябрь-январь

Классные руководители

5.

Городская  Неделя профориентации

Ежегодно, сентябрь

 Классные руководители

6.

Краевая акция «Планета ресурсов»

Ежегодно, сентябрь

 Классные руководители

7.

Краевой форум «Создай себя сам»

Ежегодно, октябрь-ноябрь

Классные руководители

8.

Городская выставка-ярмарка учебных и рабочих мест «Сделай свой выбор»

Ежегодно, ноябрь

Классные руководители

9.

Городской конкурс компьютерных презентаций «Профессия под микроскопом»

Ежегодно, апрель

Классные руководители

 

Реализация школьной программы:

1.

Профориентация учащихся на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

2.

Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии».

Ежегодно, октябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

4.

Конкурс творческих проектов

Ежегодно

Учителя-предметники

5.

Проведение тематических классных часов:
- «Мир-профессий. Человек-техника.»,
- «Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи»,
- «Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист»,
- «Мир профессий. На страже закона»,
- «Мир профессий. Электронные помощники»,
- «Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт»,
- «Познай самого себя»,
- «Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование»,
- «Профориентация и медицинская профконсультация»,
- «Мотивы выбора профессии
Психологические характеристики профессий»,
- «Выпускники школы-учителя»,
- «Профессии с большой перспективой»,
- «Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека»,
- «Профессии с большой перспективой»,
- «Сотвори свое  будущее»,
- «Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература».

 

В течение года

 

Классные руководители, библиотекарь, педагог – психолог,
социальный педагог.

6.

Проведение спецкурсов профессиональной направленности

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, УМР

7.

Информационно – просветительская работа:

  • Оформление стенда по профориентации:

-  «Твое профессиональное будущее»;
-  «Самоопределение».

  • Освещение мероприятий профориентационной направленности на сайте Лицея.

2015 - 2017

 

Заместитель директора по ВР

8.

Родительские собрания
- «Мир профессий или какую дверь открыть?»,
- «Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду»,
- Общешкольное собрание «Формирование профессиональных планов в старшем школьном возрасте»,
- «Мотивы выбора профессии»,
- «Профессиональное самопознание».

Ежегодно:
октябрь

ноябрь

декабрь

 

февраль
апрель

 

Классные руководители, психолог

администрация

 

9.

Профессиональная адаптация учащихся.
Организация внеурочной деятельности учащихся (участие в конкурсах, выставках, проектах):

  • Коллективные творческие дела. Выпуск школьной газеты.
  • Субботники по уборке школьного двора.
  • «Робототехника»,
  • «Умелые ручки»,
  • Клуб «Поиск»
  • Тематические выставки

 

В течение всего периода

 

 

 

Классные руководители

2.Диагностика и консультирование.

1.

Консультирование и Тестирование учащихся 8-9 классов:

  • « Карта интересов».
  • «Склонности и профессиональная направленность».

      ● «ДДО»
● Профессиональные склонности
● Профессиональный тип личности
● Мотивы выбора
● Анкета «Профессиональный интерес»

Ежегодно

Психолог  Лицея

2.

Консультирование родителей:
по вопросам профориентации

Ежегодно

Классные руководители 9-11 классов, психолог, социальный  педагог

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в
августе

Классные руководители, заместитель директора  по ВР

2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска».

Ежегодно в мае, июне

Социальный педагог

3.

Организация работы трудовой бригады.

Июнь - август

Социальный  педагог

4.

Вечер встречи выпускников

Ежегодно в
феврале

Классные руководители.

Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся

2015-2017

Руководители МО

2.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.           

2015-2017

Социальный педагог

3.

Разработка  методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:
- психология выбора профессии
- использование игровых упражнений в 
профориентационной работе
- трудовое воспитание как условие
эффективности профориентации
старшеклассников
- конфликты профессионального
самоопределения

2017

Социальный педагог,
педагог- психолог

1-4 классы
Цель – приобщение учащихся к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, формирование установки на выбор профессии, развитие интереса к трудовой деятельности.

  • Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельности.
  • Профориентационные минутки на уроках.
  • Школьные конкурсы.
  • Встречи с родителями – представителями различных профессий.
  • Организация внеурочной деятельности.
  • Интеллектуально – практический марафон «Профессий много есть на свете».
  • День  профориентации.
  • Мониторинг профориентационной работы.

5-8 классы
Цель – формирование сознания учащимися своих интересов. Способностей. Общественных цен
ностей. Связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

  •  Диагностика индивидуальных особенностей, интересов. Склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
  • Профориентационные минутки на уроках.
  • Профориентационные уроки по предметам ( 1 раз в год).
  • Система дополнительного образования.
  • Интеллектуально-практический марафон «Всё обо всём».
  • Участие в конкурсах различного уровня.
  • Экскурсии на предприятия и организации.
  • Встреча с представителями различных профессий.
  • Знакомство с рынком труда района, города.
  • День профориентации.
  • Мониторинг профориентационной  работы.

9-11 классы
  Цель – формирование представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

  • Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
  • Профориентационные уроки по предметам ( 1 раз в год).
  • Система дополнительного образования.
  • Знакомство с рынком труда в стране.
  • Профильное обучение. (профильные предметы, элективные курсы).
  • Социальные практики.
  • Дистанционное обучение.
  • Встречи с представителями людей разных профессий, экскурсии в ВУЗы и СУЗы.
  • День профориентации.
  • Довузовская подготовка.
  • Встреча с выпускниками Лицея, успешными в своих профессиях.
  • Мониторинг профориентационной работы.

   На всех этапах должна заполняться «Профориентационная карта учащегося». Ведение профкарты позволит классному руководителю и психологу прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности ученика. Профориентационная карта позволит своевременно оказывать помощь учащимся в профессиональном выборе, проводить коррекцию и профконсультирование.
11.Целевые критерии и показатели (индикаторы)
результативности программы


п/п

Критерии

Показатели

1.

Информация о профессии и путях её получения.

Количество  участия в конкурсах профориентационной направленности, днях открытых дверей СУЗов и ВУЗов; буклетов, памяток, презентаций; освещение на информационных стендах и сайте Лицея.

2.

Включение учащихся во внеурочную деятельность, реализация профильных курсов

Численность учащихся, включённых во внеурочную деятельность, расписание занятий внеурочной деятельности.

3.

Степень самопознания учащегося

Результаты мониторингов, анкетирования по самоопределению учащихся.

4.

Участие в конкурсах

Результативность участия в конкурсах.

5.

Поступление учащихся в ВУЗы, СУЗы

Численность учащихся, поступивших в ВУЗы и СУЗы.

12. Планируемые результаты
1. Создание системы комплексного мониторинга.
2. Повышение личностного самопознания школьников.
3. Объективная оценка своих способностей школьниками и умение соотнести ее с дальнейшей траекторией развития.
4. Высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю.
5. Приобретение знаний соответствующих способностям и интересам при выборе профиля обучения.
6. Создание единого информационного пространства по профориентации.

 

Дорогие учащиеся  8 -11 классов 2015/2016 учебного года!
Международный общественный фонда культуры и образования
г. Санкт-Петербург информирует:
Олимпиады для школьников проводятся Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена на протяжении последних десятилетий.
Главную цель олимпиад университет видит в выявлении талантливой молодежи, развитии индивидуального творческого потенциала, популяризации науки. Творческий характер и высокий уровень олимпиадных заданий позволяет наиболее талантливым из числа учащихся 8-11 классов проявить свои способности. Несомненные преимущества участия в Герценовских олимпиадах видятся в возможности для учащихся 8 -10 классов опробовать свои силы, пройти предварительную подготовку для успешного участия в олимпиадах в будущем.
На сегодняшний день РГПУ им. А. И. Герцена является организатором  Герценовских олимпиад школьников по биологии, географии, иностранным языкам (по английскому, испанскому, немецкому и французскому языкам).
Герценовская олимпиада школьников по предметам: биология, география, иностранные языки входит в проект Перечня олимпиад школьников на 2015-16 учебный год, что дает право ее победителям и призерам претендовать на одну из льгот при поступлении в вузы РФ: поступление без вступительных испытаний или 100 баллов по профильному предмету ЕГЭ. Начиная с 2016 года результаты этих олимпиад действительны в течение 4 лет.
Все зачетные олимпиады проходят в 2 этапа: дистанционный и очный.
Все дистанционные этапы проходят на сайте http://olymp.herzen.spb.ru
  Дистанционный этап ГОШ по биологии 23.11.2015-25.01.2016
Дистанционный этап ГОШ по географии 23.11.2015-31.01.2016
Дистанционный этап ГОШ по иностранным языкам, делится на два тура:
17.11.2015 — 25.12.2015
11.01.2016 — 25.01.2016 (сроки могут быть скорректированы)
Очные этапы всех олимпиад состоятся в середине марта 2016 года.
Чтобы принять участие в олимпиаде, необходимо зарегистрироваться в системе «Абитуриент-онлайн»  https://abit.herzen.spb.ru/public/welcom
Полную информацию по Герценовским олимпиадам школьников можно получить на сайте РГПУ им. Герцена  http://olymp.herzen.spb.ru.
Заключительный этап планируется провести в ЦТРиГО г.Сочи, ул.Красноармейская,30
Получить дополнительные сведения по проведению заключительных туров олимпиады в г.Сочи  можно по тел. 89189165763
Региональный представитель Международного общественного фонда культуры и образования Зенина Алла Викторовна