ЛИЦЕЙ №3 г.Сочи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Инновационный проект

«Методическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута учащегося в условиях сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования».

 

Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории, приводящей его к максимуму раскрытия творческих возможностей – достаточно новая стратегия получения адресного, качественного образования, однако в современных условиях вариативности мира, его динамичности, непредсказуемости и высокой степени неопределенности эта стратегия становится наиболее эффективной. В то же время нельзя не признать то, что проектирование такой индивидуальной образовательной траектории – это новый вид образовательной деятельности, еще не представленной в массовой практике образования, и для его осуществления требуется специальная подготовка субъекта (учащегося). Главным условием эффективности проектирования ИОТ становится сформированность у учащегося внутриличностной позиции субъекта выбора, который осознанно выбирает и творчески осваивает разнообразные социокультурные практики, получая при этом именно те образовательные результаты, которые  в максимальной степени отвечают его социальной ситуации развития и открывают новые возможности достижения значимо жизненных целей. При этом он использует широкий спектр внешних образовательных ресурсов, не сводимых к обычному изучению школьных предметов.

Главная идея проекта состоит в том, что такая деятельность может успешно моделироваться в условиях сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.Для этого учащимся необходимо предоставить дополнительные степени свободы: в их продвижении по индивидуальному образовательному маршруту:

– возможность свободного выбора компонентов содержания образования, осваиваемых в традиционных и креативных форматах;

– возможность свободного выбора сроков и календарного плана освоения избранных социокультурных практик;

– возможность самоопределения в выборе сроков и форматов предъявления достигнутых образовательных результатов.

В основу проекта заложена научная и практическая проблема институционализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Суть ее состоит в том, что необходимо разработать и научно обосновать систему взаимосвязи различных образовательных институтов, реализуемую в ходе проектирования, осуществления и оценки результативности индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и обеспечивающую достижение и фиксацию образовательных результатов, совместимых с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Целипроекта: 1) Создание целостного пространства проектирования, реализации и оценки результативности индивидуальных образовательных маршрутов учащихся путем внедрения инновационной модели сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. 2) Обеспечение вариативности организационно-педагогических условий свободного выбора учащимися индивидуальных образовательных маршрутов на основе доступности разнообразных образовательных ресурсов и форматов их осуществления.

Задачипроекта –

1.                 Изучить ситуацию выбора учащимися г. Сочи индивидуальных образовательных маршрутов, отвечающих их образовательным потребностям в контексте личностного и профессионального самоопределения.

Для ее решения будут разработаны анкеты и проведен социологический опрос учащихся школ Хостинского района г. Сочи. Проанализированы и обобщены результаты

Будет организована самоэкспертиза учебно-методической, кадровой и материально-технической базы образовательных организаций – участников сетевого взаимодействия. На этой основе будут выявлены дефициты возможностей отдельных образовательных организаций и определены приоритетные направления интеграции процессов общего и дополнительного образования.

2.                 Разработать и апробировать инновационную модель сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, направленного на создание условий свободного выбора и осуществления учащимися индивидуального образовательного маршрута.

Для этого будет проведена продуктивная деловая игра с участием педагогов и представителей администраций образовательных организаций – участников сети, а также представителей родительского актива. Организована работа временного творческого коллектива по разработке первого варианта текстового описания модели сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. Апробирована созданная модель в режиме общественно-профессиональных слушаний.

3.                 Разработать и апробировать систему оценки результативности индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в форматах, инвариантных относительно специфических особенностей общего и дополнительного образования.

Для этого будут определены показатели и процедуры оценки Индивидуальных образовательных результатов учащихся, инвариантные относительно специфических условий учреждений общего и дополнительного образования.

4.                 Осуществить экспериментальную проверку организационно-педагогических условий проектирования, реализации и оценки результативности индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в модельной ситуации сетевого взаимодействия ЦДО «Хоста», МБОУ СОШ № 3 и МБОУ гимназия № 5 г. Сочи.

Для этого будет разработана индивидуальная маршрутная карта каждого учащегося, участвующего в эксперименте, осуществлен запуск их  индивидуальных образовательных маршрутов, организовано тьюторское  сопровождение творческой деятельности учащихся по освоению избранных социокультурных практик в форматах общего  и дополнительного образования.

5.                 Разработать нормативную модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, обеспечивающую институционализацию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся как инновационного формата образовательного процесса.

Для этого созданная модель будет оформлена в виде сетевого нормативного акта и договора участников сети.

6.                 Оценить результативность и социальную эффективность созданной модели и подготовить методические рекомендации по ее распространению в образовательном пространстве Краснодарского края.

Для решения этой задачи будет подготовлен пакет аналитических материалов по итогам реализации проекта. Подготовлены и проведены общественно-профессиональные слушания.

В целом, реализация проекта позволит получить следующие результаты.

Не менее 50% учащихся в первом и 90% во втором году, принявших участие в эксперименте, успешно спроектируют и осуществят индивидуальные образовательные маршруты с использованием ресурсной базы ЦДО «Хоста» и школ партнеров.

Не менее 20% педагогов ЦДО «Хоста» и школ-партнеров в первом и 40% во втором году, освоят педагогическую технологию проектирования, тьюторского сопровождения и оценки результативности индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Будет сформировано не менее 2 в первом и не менее 5 во втором году направлений образовательной деятельности учащихся (социокультурных практик), как компонентов их индивидуальных образовательных маршрутов.

В созданную сеть войдут не менее 2 в первом и не менее 5 во втором году организаций-партнеров ЦДО «Хоста», участвующих в сетевом взаимодействии.

21 01 22